?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утерянное окошко

На многих старых избах России есть такие небольшие оконца-отдушины. История их появления задокументирована археологами еще с начала 18-го века, одновременно с широким распространением "русских печек". По расположению окошка, каждый проходящий мимо дома мог представить ориентацию печи в доме: окошко располагалось на уровне устья печи. А вот для каких целей их делали, выяснить так и не удалось.

1

С конца 19-го века, новые дома уже строились без них. Поэтому и возраст дома определять очень легко - тем, что у меня на фотографиях, сделанных в южном Забайкалье, около 150 лет.

Здесь окошко тоже видно, но хозяева его замуровали, за ненадобностью.

2

Этнографы пытались распрашивать стариков, но ничего с достоверностью установить не удалось. В одном из сел Сибири сказали, что через это окошко в определенный день в году проникает свет Солнца, что символизирует некое добро и счастье. Возможно, что это должно было происходить на какие-то религиозные праздники.

Этнографы 19-го века иногда называли эти окна "продушинами для вентиляции". Но эти их слова были основаны только на собственном мироощущении людей, далеких от быта простого народа.

Исследователи Алтая высказывали предположение, что это смотровые отверстия в домах казакОв, вынужденных постоянно опасаться нападений аборигенов.

В тех краях где я вырос (Забайкалье), считалось, что такие окошечки делались для помощи беглым каторжникам, которых много было у нас. Типа, по обычаем тех лет, в окошко выставлялся хлеб и плошка молока.

Больше всего мне нравится гипотеза о том, что это были своего рода часы-календарь-будильник. Луч солнца передвигался по поверхности печи, на которой ставились различные отметки. Т.е. хозяева дома, женщины в основном, знали когда приходит пора садить рассаду, запускать скот, готовиться к лету или к зиме. Солнечный зайчик сообщал, что скоро придут мужики с работы, или отмечал время, необходимое для выпечки хлеба.

Поэтому, такие окошечки и исчезли в начале 20-го века. Появились часы и календари, а красивая традиция исчезла.

Рассказывайте, кому довелось видеть такие окошки и в каком месте нашей страны.

Спасибо автору фотографий.

Comments

( 48 — Leave a comment )
55nika
Jan. 4th, 2014 03:23 am (UTC)
Версия моя. Если приглядеться, -эти окошки делались на глухой стене,выходящей на улицу. Через него не пролезешь,а посмотреть,кто у калитки -можно. Это-глазок!
eryv
Jan. 4th, 2014 03:51 am (UTC)
Версия справедливая.
Но только у меня не такой большой выбор фотографий чтобы сказать с определенностью.
Как я пытаюсь вспоминать, окошки эти смотрели на запад. И не всегда на улицу.
Т.е. не совсем глазок
55nika
Jan. 4th, 2014 03:52 am (UTC)
Но всегда -в глухой стене? А значит -возможна версия глазка ))
guchila
Jan. 4th, 2014 05:09 am (UTC)
глухую стену
на красную сторону не ставили.окошко вентиляционное,особенно когда топили по-чёрному.
55nika
Jan. 4th, 2014 05:26 am (UTC)
Re: глухую стену
Я предполагаю,что по-черному топили в банях.
guchila
Jan. 4th, 2014 05:32 am (UTC)
Re: глухую стену
в бане всегда так топили.в доме тоже,когда холодно было,дома были пятистенные,
chistokov
Jan. 4th, 2014 05:58 am (UTC)
Re: глухую стену
У топки по черному свои плюсы-насекомые не заводятся и сруб целый стоит.
55nika
Jan. 4th, 2014 06:53 am (UTC)
Re: глухую стену
Мне кажется,в настоящее время любые плюсы не перевесят минусы ))
chistokov
Jan. 4th, 2014 07:55 am (UTC)
Re: глухую стену
Вы имеете в виду Антихриста?
55nika
Jan. 4th, 2014 12:32 pm (UTC)
Re: глухую стену
Нет,конечно
chistokov
Jan. 4th, 2014 05:35 pm (UTC)
глухую стену
Ответ на все вопросы дают теракты по мотивам романа М.Булгакова.
Удивляет, что новогодний теракт в Волгограде произошел возле странного фонтана(дети водят хоровод вокруг крокодила-каннибала), открытого этим летом Путиным, Берлом Лазаром и А.Залдостановым«Хирургом».
Странно то, что при затоплении Крымска снова отметилась эта же нелепая компания(байкер, раввин, президент).
Тогда же именем Путина назвали улицу в Вифлееме( откровенная аналогия с Антихристом!)
Может ли быть случайным такое совпадение?
И совпадение ли это?
Больше напоминает сатанистский ритуал.
Ведь прямо как по М.Булгакову сценарий писан (Воланд и его свита. Демон- Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова.
После теракта Путин послал в Волгоград женщину-Голодец.
Женщина-вампир Гелла из свиты Воланда: "Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать).
Плюс камикадзе Павлов(есть дом героя Павлова в Волгограде).
Плюс недавний министерский скандал с кинофильмом "Сталинград".
Таким образом можно заключить, что Путин и его окружение сознательно позиционируют себя как "Воланд и его свита".
milady_winter
Jan. 4th, 2014 03:28 am (UTC)
А разве это не чистой воды физика? Топили-то по-черному. Без отдушины угорели бы нахиг.
eryv
Jan. 4th, 2014 03:41 am (UTC)
С достоверностью я конечно не знаю.

Специалисты говорят, что в избах не топили по-черному. Там где я жил, были дома и печи 250-летней давности. С трубами леплеными (битыми). А вот бани по-черному любили - до сих пор существуют. Ну типа там сухой жар и огонь животворящий.

А угореть с русскими печками довольно трудно - там практически во всех случаях дыра в потолок:)
chistokov
Jan. 4th, 2014 05:58 am (UTC)
Выложьте фотографии древнерусских печей.
Это будет интересно всем печникам.
bo_olgab
Jan. 4th, 2014 03:36 am (UTC)
вентиляция
eryv
Jan. 4th, 2014 03:42 am (UTC)
Ну а почему потом тогда перестали делать? Не логично, как по мне,
bo_olgab
Jan. 4th, 2014 03:46 am (UTC)
А вот и зря. За праздники
у нас в крае три семьи угорело И так каждый год.
chistokov
Jan. 4th, 2014 05:59 am (UTC)
Насмерть угорели?
bo_olgab
Jan. 4th, 2014 06:43 am (UTC)
Последний случай, 31 декабря, отравились, но выжили.
В октябре ( или ноябре, не помню)семья угорела насмерть.
В окрестных деревнях много гастарбайтеров дома снимают, они, видимо, совсем к нашим печкам непривычны. Пожаров тоже много.

Edited at 2014-01-04 06:44 am (UTC)
chistokov
Jan. 4th, 2014 07:56 am (UTC)
А как можно бороться с угарным газом?
С открытым то окошком не поспишь!
bo_olgab
Jan. 4th, 2014 08:04 am (UTC)
Заслонку печную не закрывать полностью.
chistokov
Jan. 4th, 2014 08:52 am (UTC)
Так печка быстрее остывать будет.
Может имеет смысл выносить топку в закрытое помещение?
В коридор например?
Так кажется и делали в дворцах.
opponent_ka
Jan. 4th, 2014 12:02 pm (UTC)
Это же газ, он в любую щель просочится.
В коридор выносили по двум причинам, - отопление самого коридора, иначе пришлось бы строить печи в пространстве коридора, что неэстетично и неудобно. И чтобы печники постоянно не ходили по покоям и кабинетам, т.к. в процессе топки печник регулярно подходит к печи.

Заслонку закрывают, когда гаснут последние угольки, а до этого постепенно прикрывают по мере угасания. Перед полным закрытием открывают поддувало и смотрят на угли, - если на них появились язычки или вспышки пламени, - значит ещё рано. Если нет, - то закрывают.
dalekonedevuska
Jan. 4th, 2014 12:42 pm (UTC)
Моя семья давным- давно живет в кирпичном доме дореволюционной постройки с сохранившейся системой печного отопления, во всех жилых комнатах, кроме спальни, топки в комнатах. В спальне печная топка в коридоре. Единственная комната без печи - комната прислуги, при том что она с окном, но она же единственная комната дома в которую нельзя войти из коридора , только через кухню, а в кухню, соответственно, с черного хода.
sawely
Jan. 4th, 2014 08:33 pm (UTC)
я просто угли на улицу выкидываю, а с открытой заслонкой толку от печи нет, за час всё тепло выветрится.
eryv
Jan. 5th, 2014 05:11 pm (UTC)
Из моей деревенской жизни я помню, что угли не страшны. Плохо это когда они настолько горячие, что возникает синеватое пламя на них. Синее пламя это как раз и есть знак угарного газа.
sawely
Jan. 5th, 2014 05:53 pm (UTC)
вот. если дожидаться пока они полностью прогорят, печка выстуживется, за счёт тяги нагретого дымохода, да и долго это. как дрова прогорели до состояния углей и просто тлеют, а тлеть они могут не один час, просто их выкидываешь и заслонку на дымоходе запираешь.
sawely
Jan. 5th, 2014 05:58 pm (UTC)
"Синее пламя это как раз и есть знак угарного газа.". а вот эта фраза полный идиотизм, на вашей газовой плите тоже угарный газ горит? что-же вы при этом всей семьёй ещё не угорели?
eryv
Jan. 5th, 2014 06:49 pm (UTC)
Ну что же вы так грубо. Синее пламя это известный факт как в народе, так и в науке:

"Угарный газ (оксид углерода) - газ без цвета, запаха , вкуса; горит синим пламенем до образования углекислого газа (диоксида углерода). В печах в деревне, на даче синее пламя на углях всегда являлось признаком присутствия угарного газа. "
http://www.tula.ru/administration/sectoral-organs/coordination-activity/5004/

"Образование угарного газа в печи
Угарный газ образуется при горении углерода в условиях недостатка кислорода. Сгорание топлива в печах идёт в несколько стадий: углерод сгорает с выделением углекислого газа CO2 (неполное сгорание дымовых газов); затем углекислый газ взаимодействует с раскаленными коксовыми остатками топлива или угля, образуя угарный газ; угарный газ сгорает (синие языки пламени) с образованием углекислого газа, который удаляется через дымоход."
http://kammeo.ua/articles/43/

И про газовые плиты тоже известно:
"В кухне при горении 3 горелок в течение 2 часов концентрация СО увеличивается в 11 раз."

Синее или красное пламя также является признаком по которому отбирают хорошие и плохие туристические горелки
sawely
Jan. 5th, 2014 08:18 pm (UTC)
все ваши знания великолепны, но это никак не отменяет описанный мной способ остаться с тёплой печкой до следующего дня и не угореть при этом.)))
josef_julian
Jan. 4th, 2014 03:53 am (UTC)
До 10 лет я жила в дореволюционном кирпичном доме, в городе. Там были вынимающиеся кирпичи, которые, конечно, при советской власти никто не вынимал.
Их назначение было: проветривание толстенных стен летом, для чего летом кирпичи вынимались, и предохранение их от влаги зимой, когда кирпичи вставлялись.
Версия про солнечный зайчик красивая, конечно. :)
moyugolok
Jan. 4th, 2014 04:53 am (UTC)
У нас в доме есть, в кирпичной кладке. Но они исключительно для вентиляции сруба.
gaiko13
Jan. 4th, 2014 05:00 am (UTC)
в моем доме есть такое окошко. Дому около 50 лет (по слухам), куплен в 2006 году. Окошко выходит во двор
Красноярский край.
appeti
Jan. 4th, 2014 05:02 am (UTC)
Это волоковое окно.
appeti
Jan. 4th, 2014 05:20 am (UTC)
"В России с XIV века существовали волоковые и красные (косящатые) окна.

В XIV вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками — волоками. Тем не менее, в XIII—XV вв. в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло.

В XIV—XVII вв. окна в жилых домах крестьян и горожан располагались, как и в более позднее время, на фасаде и боковой стороне. Если все три окна фасада были волоковыми, то одно из них помещалось посередине стены, два других значительно ближе к углам избы, но всегда на одном уровне. Боковое окно располагалось на стене, образующей с фасадной стеной красный угол. Верхнее окно служило для выхода дыма и освещения внутреннего пространства дома, не имевшего потолка. Одно нижнее окно освещало устье печи, другое нижнее и боковое красный угол. В случае, если дом имел одно косящатое окно, то оно прорубалось в середине фасадной стены, волоковые окна по его сторонам на некотором расстоянии и чуть ниже, чем косящатое. Три косящатых окна даже в XVIII в., в русской деревне считались большой роскошью. Косящатое окно взяло на себя функцию общего освещения избы. Через него проникало большее количество света. Солнечные лучи, несмотря на малопрозрачные окончины, освещали не только печь и красный угол, но и пространство около двери. Такие замечательные с точки зрения людей того времени окна получили название красных окон, то есть красивых, солнечных. Волоковое окно, дававшее верхний свет, перестало быть необходимым в избах с косящатым окном и исчезло с фронтонов средневековых домов. Оно появилось вновь, но уже как чердачное, слуховое окно, когда в домах стали делать потолки.

Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) — такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные.

Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.

Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит, по размерам совпадавший с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались.

Светлица — горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица — самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались в трёх, или во всех четырёх стенах. В горнице окна прорубались в одной, или двух стенах.

Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ"
eryv
Jan. 5th, 2014 05:28 pm (UTC)
Как мне представляется, это не совсем оно. Или его функция не достаточно раскрыта. Окошки которые я упоминаю, обычно смотрят на запад и находятся довольно высоко под крышей. Т.е. функция освещения сразу становится сомнительной.

Кроме того, насколько я понял из того, что я читал - такие окна, как я показываю, не были распространены повсеместно. Археологические раскопки и этнография говорят, что это были в основном южные окраины восточной России. Упоминается южное приуралье, Алтай и Забайкалье. Что интересно, даже в географически близких районах существуют жесткие границы распространения - у староверов Бурятии их нет, у староверов Читинской области - есть.

Поэтому. наверное не все так просто
appeti
Jan. 5th, 2014 06:33 pm (UTC)
Южное приуралье - я тут живу, цитата от нашего краеведа.
Мне думается это от обоснованных пониманий строения дома, никаких противоречий не вижу.
Я просто сама в экономике строительства считаю что немного разбираюсь, и со строительной братией дружна.
Про западную сторону истересно, запомнила, спрошу.
evil_mimi
Jan. 4th, 2014 05:30 am (UTC)
Как интересно!!! И сама запись и комментарии!
Федор, с наступившим!!!!
eryv
Jan. 7th, 2014 12:01 am (UTC)
С наступившим, и с Рождеством!
opponent_ka
Jan. 4th, 2014 06:38 am (UTC)
Проветривание (отдушина). Делалось у устья печи, как места наибольшей сырости (котлы, выварка рубах, мытьё детей).
Освещение в весенне-летний период года. К печи вставали рано, когда окна в избе ещё закрыты ставнями от лихих ночных людей.
happy_mamma
Jan. 4th, 2014 08:17 am (UTC)
чтобы не угореть.
nyu12
Jan. 4th, 2014 11:50 am (UTC)
Вентиляция
Такие форточки практически во всех домах с печным отоплением дровами, даже в новых домах
Якутия
prmarina
Jan. 4th, 2014 12:08 pm (UTC)
очень интересно. Мне кажется у моей тетки в Брянской области было такое окошко, дому лет так 50. Но могу ошибаться, давно там все заброшено, и была я там очень давно
lonely_u
Jan. 4th, 2014 12:44 pm (UTC)
Мой Отец...
Вырос в таком деревянном доме, в текстильном городке...
Так вот - в Средней полосе, где подпол защищён не досками 40 мм, а в районах похолоднее гораздо толще, системы вентиляции обустраивались отдельно, подпол и сам дом, со своей независимой вентиляцией.
Впрочем, возможно, такое окно предназначалось для самовара, ведь не во всех печах были специальные ходы для самоварной трубы, закрываемые всегда, если самовар вскипел.
Было такое - семьи травились СО, забыв закрыть как заслонки в печи, так и для самовара. Вот печники и советовали - отдельно для самовара, отдельно для печки. Если по ... ... ..., забудут, то отдушина хоть как то. но спасёт от угарного газа.
oleg_a
Jan. 4th, 2014 03:59 pm (UTC)
Я думаю,что это окошко могло использоваться, чтобы ухват в стенку не упирался, когда например чугунок вытаскиваешь.
eryv
Jan. 5th, 2014 05:29 pm (UTC)
Красивая гипотеза:)
(Anonymous)
Feb. 27th, 2015 05:24 pm (UTC)
Доброго времени суток! Я тоже родилась и до сих пор проживаю в Южном Забайкалье.Прочитав немного ,никак не могла угадать где Вы жили.Красный Чикой? Такое снабжение в те времена было не во всем Забайкалье.А окошечко ,мне рассказывала моя прабабабушка,делали для так называемых помирощиков,и как Вы правильно заметили беглых и станствующих. И делали их так как у Вас на первом фото, чтобы люди могли взять еду не беспокоя хозяев.На ночь ставили в них немного еды и питья. А пиво самое лучшее на Трансибе было Петровское,как и колбаса "Сервелат" и "Московская" А с Русской печью тоже можно угореть,что мало не покажется.Мы раз угорели,когда ездили в деревню на зимние каникулы.Чудом спаслись.Дыры в потолке нет никакой,какая дыра когда зимой иногда за -50 жарило.Это сейчас зимы намного теплее.Зато сейчас ночью -37.А корни у нас тоже польские,ссыльные польского восстания 1823г. Случайно прошла по кулинарной ссылке и увидела Забайкалье!Спасибо.
eryv
Feb. 27th, 2015 08:21 pm (UTC)
Большое спасибо за такой развёрнутый комментарий!
Приятно встретить землячку.
Да, это был Красный Чикой.
( 48 — Leave a comment )

Profile

eryv
La cuisine tunisienne

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com