?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Калач в Шаббат

Одним из важных ритуалов во время служений в последнем иудейском Храме было подношение/жертвоприношение (корбан - на иврите), призванное показать благодарность и преданность Создателю. Приношений было много всяких - кровью, сожжением, водой. Но самым главным было приношение хлебом. В специальном помещении храма ставился деревянный столик полностью покрытый золотом, а на этот столик укладывался хлеб - в количестве 12 штук, символизируя 12 колен Израилевых. Справа на картинке этот столик стоит.

image006

Хлеб должен был стоять перед Алтарем в течении недели, после чего в Шаббат первосвященники храма приносили новый, а старый съедали в специальном помещении.

Temple_showbread

Хлеб этот был плоским, скорее всего квадратной формы и по-видимому бездрожжевым.

После того, как римляне разрушили Храм в 70 году нашей эры, приносить подношение оказалось некуда и религиозные лидеры решили, что до тех пор пока не появится новый Храм, корбан как совместное действо нужно отменить. С тех пор основой Иудаизма стало изучение и чтение текстов, молитвы и частный пример. Поэтому в иудейских семьях пекут на Шаббат особый хлеб - лехем панин (иврит). Отрывают от него кусочек и сжигают его, символизируя подношение Создателю и в память о Первосвященниках и Храме. Этот ритуал называется трума (иврит), в честь одной из глав Торы где говорится о необходимости приношений.

Но все это верно только для иудеев проживающих (проживавших) на территориях Ближнего Востока, Магриба, Испании и Португалии (евреи Сефарды).

Иудеи проживаюшие на территории Славянских государств и в Германии (евреи Ашкенази), пекут на Шаббат так называемую хала. Даже люди далекие от вопросов религий прекрасно знают этот хлеб - в советские времена он был широко распространен, да и сейчас наверное популярен. Хлеб этот округлой формы, плетеный, дрожжевой и покрыт яичной глазурью обычно обсыпанной маком или кунжутом.

6a00d83455bea369e2019b01a7317c970c-800wi

1404
www.reckonings.net and www.bulkabakery.ru

Хлеб этот чрезвычайно важен для Шаббата. Но вот что необычно, что ни само слово хала, ни такая специфическая форма хлеба, были неизвестны в среде Сефардов и никогда не упоминаются в средневековых иудейских книгах.

Зато у соседей Ашкенази подобный хлеб легко находится.
Это калач.
Он полностью идентичен хале, только глазурь чаще делается на молоке.

kalach2

kalach
findfood.ru and mooka.com.ua

И он так же был очень важен для самосознания, традиций и мифологии славянства.
Откуда у калача такое название легко объяснимо: от древнеславянского - коло, кола. Что означает круглый, округлый, колесо.
И от Кола до Хала совсем небольшой шаг.

Остается выяснить кто же его сделал.

Кулинарные историки сходятся во мнении, что когда то в прошлом евреи Ашкенази по неким причинам выбрали славянский хлеб в качестве одного из своих самых священных символов.

В качестве основных гипотез рассматривают следующие:

Большая часть юго-западных территорий Российской империи занимало государство хазаров. Известно, что правящий класс хазаров в одно время перешел в иудаизм. Возможно, что они при этом сохранили и некоторые славянские обычаи - в том числе и праздничный хлеб.

Hazarskij_kaganat_Gumilev

Другая гипотеза, и она мне кажется более достоверной, рассматривает более близкую по времени историю. Двести лет назад в западной части Российской Империи зародилось религиозное движение субботников (другое название - иудействующие). Ритуалы этой религии были очень схожи с иудеискими, более того иудеи и субботники активно взаимодействовали, принимали друг-друга в качестве полноправных членов своих сообществ (в том числе и легко сочетались браками) и наверняка делились кулинарными рецептами и обычаями. Начиная с 1905 года, когда вышел указ о свободе совести, субботники стали называть себя евреями. Более того, многие из них в последующем уехали в Израиль как "настоящие" евреи. Естественно, что они сохранили значительную часть своей славянской культуры - в том числе и праздничный хлеб.

После Великой Октябрьской Революции, когда сразу большое количество евреев оказалось у власти в России, хала получила всероссийское распространение. Так древнеславянский хлеб и родился во второй раз.

Posts from This Journal by “иудеи” Tag

  • Двоюродные

    Один из самых главных мусульманских праздников называется - (А)Ид аль-Адха. В дословном переводе - праздник жертвоприношения. На территориях попавших…

  • Почему хаш (хаши) не солят в процессе приготовления?

    В кулинарных сообществах этот вопрос обсуждали очень часто. Каких только объяснений не придумывали: чтобы варилось быстрее, чтобы варилось…

  • Шэхшуха

    Это еще один из рецептов Тунисской кухни, объясняющий мою любовь к ней. То что мы называем национальной кулинарией часто не вмещает даже 20-и…

  • Хронометры и смазочное масло

    Современную ресторанную культуру трудно представить без оливкового масла. После тяжелой трудовой недели белые жители Америки устремляются отдохнуть в…

  • Буррито?

    Напомню то, что я уже писал: Все разнообразие хлеба в Тунисе можно довольно просто систематизировать по способу его приготовления. Исторически так…

  • Кулинарная антисемитизьма

    Была у меня три года назад милая студентка из Италии. Лаура ее зовут. Время прошло, она защитила кандидатскую диссертацию и нашла работу в соседнем…

Comments

( 17 — Leave a comment )
skydante
Sep. 12th, 2015 05:06 am (UTC)
еще, бывает, хула называют:)
eryv
Sep. 12th, 2015 05:11 am (UTC)
Кулич-куличес однокоренное слово
skydante
Sep. 12th, 2015 05:25 am (UTC)

Только что еврейского в этом сдобном сладком хлебе?:)

eryv
Sep. 12th, 2015 05:31 am (UTC)
Ну так я про это и пишу.
Скорее всего дело в субботниках, но возможно что и в хазарах
skydante
Sep. 12th, 2015 05:43 am (UTC)

А может просто нет взаимосвязи:)

a_herdsman
Sep. 12th, 2015 06:26 am (UTC)
Вполне возможно, что именно так этот хлеб и стал еврейским. Но само слово "хала" встречается ещё в Торе, а тогда ещё славянского слова существовать не могло.
bufetum
Sep. 12th, 2015 10:42 am (UTC)
еще как могло
a_herdsman
Sep. 12th, 2015 10:51 am (UTC)
Как?
bufetum
Sep. 12th, 2015 11:07 am (UTC)
история России начинается не с крещения .
a_herdsman
Sep. 12th, 2015 11:18 am (UTC)
Даже самые смелые неканонические историки осмеливаются датировать древних славян не ранее чем II веком нашей эры. Как ни странно, этих неканонических историков я весьма уважаю - люблю революционеров. Официальная же история датирует возникновение славянской культуры IX веком.
Даже если мы вспомним Геродота, описывавшего некие племена, расселённые в ареале нынешних славян, то это V век до нашей эры. К тому времени Святое Писание уже было окончательно сформировано.
bufetum
Sep. 12th, 2015 11:57 am (UTC)
Официальная история до сих пор "держит на вооружении" и норманскую теорию сфабрикованную Шлецером и Миллером во времена Екатерины. Вцепились в нее , как за соломинку, а она трещит давно по швам.
Во времена Геродота вообще очень мало знали о территориях нынешних славян.)
Ну и если вспомнить ибн Фадлана , то на момент его описания ( еще у Ал-Истахри (930-933) Ибн-Хаукаль (977-978), которые очевидно были знакомы с трудами того же Фадлана) русы уже были и у них была своя культура и не факт, что они появились только в 9 веке . Язык был и он не был похож на язык хазар.
Если посмотреть на санскрито-русский словарь, то там очень большое количество совпадающих по звучанию слов. Очень большое. В скифском словаре Абаева тоже есть совпадения. Так что язык был.

И я собственно к тому, что КАЛач, КОЛОбок, от древнерусского "коло" (в значении круглый хлеб) могло трансформировать с Х(К)АЛа. Вот я к чему.

eryv
Sep. 15th, 2015 03:26 pm (UTC)
Простите за такой запоздалый ответ.
С машиной проблемы заимел - пришлось побегать.
Сам я иврит не знаю и в тему погружён довольно поверхностно.

Однако, моя небольшая заметка это выжимка из следующих книг очень серьезных, вдумчивых и интересующихся историей иудейства авторов.

Jewish Cooking from Around the World,
Josephine Bacon. 1995.

The Hallah Book: Recipes, History, and Traditions
Freda Reider. 1987.

И вот этого сборника статей.

Oxford Symposium
Fasting and Feasting
Proceedings of the Oxford Symposium on Food and Cookery 1990

Кто такие Bacon и Reider легко находится в интернете со всеми ихними регалиями и титулами всевозможных еврейских и израильских сообществ.
a_herdsman
Sep. 15th, 2015 04:08 pm (UTC)
Верю, что люди они весьма образованные и уважаемые. Исключительно ради такой малости, книги эти я не осилю. Спасибо.
bufetum
Sep. 12th, 2015 10:40 am (UTC)
Калач от др/русского коло (круглый - КОЛОбок, оКОЛОток, КОЛесо и так далее).
Вполне возможно что Хала звучало когда то как КАЛа. Иначе говоря - круглый хлеб.

Не очень доверяю Фасмеру, но и у него вот есть

" ко́лоб "шар, колобок, моток, круглый хлеб", арханг., вологодск., нижегор., псковск., тверск.; колобу́ха "галушка, увалень", сюда же колоба́н "толстая лепешка", тверск. околобе́ть "сжаться", ско́лобить "сжать комом", укр. колобо́к. Надежные сопоставления отсутствуют, но вряд ли это слово является заимств. Корш (AfslPh 9, 513) и Бернекер (1, 542 и сл.) сравнивают это слово с греч. κόλλαβος "пшеничный хлеб", однако заимствованное из греч. слово (вопреки Бернекеру) имело бы в, но никак не б; см. Фасмер, RS 5, 136. Следует отделять от словен. sklabotína "осадок, намыв" по семантическим соображениям, вопреки Торбьёрнссону (1, 80). Выведение из шв. klabb "чурка", норв. klabb "ком" или из др.-исл. kolfr "брус, шест" (Кнутссон, GL 49; Фасмер, там же) фонетически несостоятельно. Едва ли связано с коло (см. колесо́), вопреки Горяеву (ЭС 151). Отсюда колбя́к "огрызок, кончик". Сомнительно родство с греч. κολοβός "изувеченный", о котором см. Буазак (485). Ср. лтш. kalbaks "ломоть, краюха хлеба" (М.–Э. 2, 140; Потебня, ФЗ, 1876, вып. 2, стр. 93). "
moyugolok
Sep. 16th, 2015 03:30 am (UTC)
С интересом прочитала. Спасибо.
Комментировать мне нечего, т.к. не владею знаниями по этому предмету.
livejournal
Nov. 15th, 2015 11:06 am (UTC)
Калач в Шаббат
User falyosa referenced to your post from Калач в Шаббат saying: [...] Оригинал взят у в Калач в Шаббат [...]
( 17 — Leave a comment )

Profile

eryv
La cuisine tunisienne

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com