Дома я ем пищу простую, довольно грубую, прочную пищу, и пью водку в 30 градусов, потому что водка нетолько приятна, но и полезна при грубой пище (по словам нашего фельдшера, водка “всякую насекомую убивает”, об чем, как он утверждает, “и в патологии сказано”). Случилось мне однажды поехать за 60 верст на именины к одному родственнику, человеку богатому и любящему угостить - ну, довольно сказать, что у него в деревне повар получает 25 рублей жалования в месяц.
Хорошо. Наступили именины. В час по полудни завтрак - дома я в это время уже пообедал и спать лег - разумеется, прежде всего водка и разный гордёвр. Выпили и закусили. Завтракать стали: паштет с трюфелями - съели, бургунское, да настоящее, не то, что в уездных городах продают с надписью “Нуй бургунский” - выпили. Цыплята потом с финзербом каким то. Съели. Ещё что-то. Ели и пили часа два. Выспался потом. Вечером в седьмом часу - обед. Тут уж - ели, ели, пили, пили, даже тошно стало. На другой день, у меня такое расстройство желудка сделалось, что страх. Им всем, как они привыкли к господскому харчу, ни почем, а мне беда. Доктор случился, достали где-то Tinctura opii, уж я её пил, пил - не помогает. Не, думаю - умирать, так уж лучше дома, и уехал на другой день домой.
Приезжаю на постоялый двор, вхожу и вижу сидит знакомый дворник Гаврила, толстый, румяный, и уписывает ботвинью с луком и селедкой-ратником.
- Хлеб-соль!
- Милости просим.
- Благодарим.
- Садитесь! Петровна, принеси-ка нам водочки!
- Охотно бы поел, да боюсь.
- А что?
Я рассказал Гавриле о своей болезни.
- Это у вас от легкой пищи; у вашего родственника пища немецкая, легкая, вот и всё. Выпейте-ка водочки, да подъешьте нашей русской прочной пищи и выздоровеете. Эй, Петровна! Неси барину водки, да ботвиньица подбавь, селёдочки подкроши.
Я выпил стакан водки, подъел ботвинья, выпил ещё стакан, поел чего-то крутого, густого, прочнаго, кажется каши, выспался отлично - и как рукой сняло. С тех пор, вот уже четыре года, у меня никогда не было разстройства желудка.
Отечественныя записки (Энгельгардт А.Н.), 242 том, 1879-й год.
Фензерб - фарш на основе шампиньонов.
Tinctura opii - водно-спиртовой раствор морфина, приготовленный из сырого опиума.
Селедка-ратник - астраханская соленая селедка “с душком”.
Гордёвр - это так французы наши закуски кличут (hors d ouvre)
Comments
Я еле-еле догадался, что такое гордерв (hors d ouvre)
Хотя в те времена англицизмы вроде не очень любили
Учитывая, что английская элита долго была франкофонной, там все на самомо деле понамешано.
Если бы ВСЕ это услышали! А в наилучшем варианте - поняли.
Какое же удовольствие я сегодня получила!!!!!!
Спасибки
А для дезинфекции достаточно 17-19 градусов.
40 - это промышленный стандарт, как мне кажется