La cuisine tunisienne (eryv) wrote,
La cuisine tunisienne
eryv

Category:

Калач в Шаббат

Одним из важных ритуалов во время служений в последнем иудейском Храме было подношение/жертвоприношение (корбан - на иврите), призванное показать благодарность и преданность Создателю. Приношений было много всяких - кровью, сожжением, водой. Но самым главным было приношение хлебом. В специальном помещении храма ставился деревянный столик полностью покрытый золотом, а на этот столик укладывался хлеб - в количестве 12 штук, символизируя 12 колен Израилевых. Справа на картинке этот столик стоит.

image006

Хлеб должен был стоять перед Алтарем в течении недели, после чего в Шаббат первосвященники храма приносили новый, а старый съедали в специальном помещении.

Temple_showbread

Хлеб этот был плоским, скорее всего квадратной формы и по-видимому бездрожжевым.

После того, как римляне разрушили Храм в 70 году нашей эры, приносить подношение оказалось некуда и религиозные лидеры решили, что до тех пор пока не появится новый Храм, корбан как совместное действо нужно отменить. С тех пор основой Иудаизма стало изучение и чтение текстов, молитвы и частный пример. Поэтому в иудейских семьях пекут на Шаббат особый хлеб - лехем панин (иврит). Отрывают от него кусочек и сжигают его, символизируя подношение Создателю и в память о Первосвященниках и Храме. Этот ритуал называется трума (иврит), в честь одной из глав Торы где говорится о необходимости приношений.

Но все это верно только для иудеев проживающих (проживавших) на территориях Ближнего Востока, Магриба, Испании и Португалии (евреи Сефарды).

Иудеи проживаюшие на территории Славянских государств и в Германии (евреи Ашкенази), пекут на Шаббат так называемую хала. Даже люди далекие от вопросов религий прекрасно знают этот хлеб - в советские времена он был широко распространен, да и сейчас наверное популярен. Хлеб этот округлой формы, плетеный, дрожжевой и покрыт яичной глазурью обычно обсыпанной маком или кунжутом.

6a00d83455bea369e2019b01a7317c970c-800wi

1404
www.reckonings.net and www.bulkabakery.ru

Хлеб этот чрезвычайно важен для Шаббата. Но вот что необычно, что ни само слово хала, ни такая специфическая форма хлеба, были неизвестны в среде Сефардов и никогда не упоминаются в средневековых иудейских книгах.

Зато у соседей Ашкенази подобный хлеб легко находится.
Это калач.
Он полностью идентичен хале, только глазурь чаще делается на молоке.

kalach2

kalach
findfood.ru and mooka.com.ua

И он так же был очень важен для самосознания, традиций и мифологии славянства.
Откуда у калача такое название легко объяснимо: от древнеславянского - коло, кола. Что означает круглый, округлый, колесо.
И от Кола до Хала совсем небольшой шаг.

Остается выяснить кто же его сделал.

Кулинарные историки сходятся во мнении, что когда то в прошлом евреи Ашкенази по неким причинам выбрали славянский хлеб в качестве одного из своих самых священных символов.

В качестве основных гипотез рассматривают следующие:

Большая часть юго-западных территорий Российской империи занимало государство хазаров. Известно, что правящий класс хазаров в одно время перешел в иудаизм. Возможно, что они при этом сохранили и некоторые славянские обычаи - в том числе и праздничный хлеб.

Hazarskij_kaganat_Gumilev

Другая гипотеза, и она мне кажется более достоверной, рассматривает более близкую по времени историю. Двести лет назад в западной части Российской Империи зародилось религиозное движение субботников (другое название - иудействующие). Ритуалы этой религии были очень схожи с иудеискими, более того иудеи и субботники активно взаимодействовали, принимали друг-друга в качестве полноправных членов своих сообществ (в том числе и легко сочетались браками) и наверняка делились кулинарными рецептами и обычаями. Начиная с 1905 года, когда вышел указ о свободе совести, субботники стали называть себя евреями. Более того, многие из них в последующем уехали в Израиль как "настоящие" евреи. Естественно, что они сохранили значительную часть своей славянской культуры - в том числе и праздничный хлеб.

После Великой Октябрьской Революции, когда сразу большое количество евреев оказалось у власти в России, хала получила всероссийское распространение. Так древнеславянский хлеб и родился во второй раз.
Tags: Россия, иудеи, тесто, традиции, хлеб
Subscribe

Posts from This Journal “иудеи” Tag

  • Двоюродные

    Один из самых главных мусульманских праздников называется - (А)Ид аль-Адха. В дословном переводе - праздник жертвоприношения. На территориях попавших…

  • Почему хаш (хаши) не солят в процессе приготовления?

    В кулинарных сообществах этот вопрос обсуждали очень часто. Каких только объяснений не придумывали: чтобы варилось быстрее, чтобы варилось…

  • Шэхшуха

    Это еще один из рецептов Тунисской кухни, объясняющий мою любовь к ней. То что мы называем национальной кулинарией часто не вмещает даже 20-и…

  • Хронометры и смазочное масло

    Современную ресторанную культуру трудно представить без оливкового масла. После тяжелой трудовой недели белые жители Америки устремляются отдохнуть в…

  • Буррито?

    Напомню то, что я уже писал: Все разнообразие хлеба в Тунисе можно довольно просто систематизировать по способу его приготовления. Исторически так…

  • Кулинарная антисемитизьма

    Была у меня три года назад милая студентка из Италии. Лаура ее зовут. Время прошло, она защитила кандидатскую диссертацию и нашла работу в соседнем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments